Почтовые ящики, чьи они?

Все мы привыкли состав общего имущества определять с применением критерия, установленного ст. 36 ЖК РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г.№ 491) , как имущество, обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Применительно к почтовым ящикам, сложилось мнение, что поскольку почтовый ящик обслуживает только одно конкретное жилое помещение (квартиру) в многоквартирном доме, то он не входит в состав общего имущества. К сожалению, такая позиция работников управляющих организаций является неправильной.

Как следует из анализа судебной практики, управляющие организации, столкнувшиеся с органами государственного жилищного надзора и получившие предписание и штраф за ненадлежащее состояние почтовых ящиков в многоквартирных домах, свою позицию обосновывают отсутствием почтовых ящиков в перечне состава общего имущества, определяемого жилищным законодательством и решением собственников помещений многоквартирного дома, а работы по ремонту, установке и замене почтовых ящиков не входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г.№ 290).

В то же время, в силу требований п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491), состав общего имущества определяется:

а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества.

Суды, со ссылкой на ч. 2.3 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ, указывают, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме обязуется, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ), абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов. При этом под абонентскими почтовыми шкафами понимаются специальные шкафы с запирающимися ячейками, устанавливаемые в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенные для получения адресатами почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ).

Следовательно, абонентские почтовые шкафы включены в состав общего имущества собственников помещений на основании нормы закона.

Упоминание о том, что абонентские почтовые шкафы включаются в состав общего имущества многоквартирного дома, можно также найти в подразделе 3.15 Приложения к Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007г. № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома»).

Относительно ссылки управляющих организациях в спорах с органами государственного жилищного надзора на отсутствие в договоре управления многоквартирным домом условий об обслуживании, замене и ремонте абонентских почтовых шкафов необходимо пояснить следующее.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 г. № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Как показывает судебная практика, в частности, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2017 г. № Ф09-1492/17 по делу № А60-30229/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2018г.№ Ф07-457/2018, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2017г. № Ф03-3763/2017 по делу № А59-879/2017, Апелляционное определение Калининградского областного суда от 20.08.2014г. по делу № 33-3666/2014, суды признают правомерными возложение на управляющие организации обязанностей по ремонту, установке, замене абонентских почтовых шкафов в подъездах многоквартирных домов.

Учитывая вышеизложенное, управляющие организации обязаны осуществлять обслуживание, ремонт и замену абонентских почтовых шкафов, во избежание привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. А стоимость таких работ (услуг) необходимо предусматривать в составе платы за жилое помещение. И, конечно, собственники помещений в многоквартирных домах с «радостью» согласятся нести такие расходы, и никогда не попытаются возложить эти расходы на управляющие организации путём жалоб в органы государственного жилищного надзора.

Автор: Ушаков Владимир.

Источник: www.burmistr.ru

 

Читайте также: 

Общедомовой прибор учета - ОДПУ

Что такое ОДН?

Контакты
Аварийно-диспетчерская служба
+7 (978) 788-39-66 (круглосуточно)
Asg82@bk.ru
Паспортист
+7 978 788-47-16 (9:00-13:00)
Asg82@bk.ru